Новое железоSpecialized Enduro - опыт эксплуатации

Новое железо: Specialized Enduro - опыт эксплуатации

Что лучше, 26, или 29 дюймов? Зачем нужны короткие перья? Правда ли, что карбон хрупкий? Есть ли жизнь на Марсе? На эти и другие вопросы я попытаюсь ответить ниже. Шутка. На последний вопрос я отвечать не буду, хотя кто знает... Некоторые из читателей twentysix.ru в курсе, что последние два сезона я попеременно езжу сразу на двух велосипедах Specialized Enduro — синем S-Works 26" и черном Expert 29". А еще одна парочка Enduro 29" из Российского тестового парка Specialized — частые гости «Велопробега». Плюс на Specialized Enduro ездят мои друзья. В общем, я, наверное, не покривлю душой, если скажу, что за последние два года опыта обслуживания и и эксплуатации этих велосипедов у меня накопилось больше всех в этой стране. Четыре велика, три из которых тестовые, что означает очень интенсивное использование — это вам не шутки. А также велосипеды, приезжающие к нам на обслуживание и велосипеды друзей. Итогами и мыслями, появившимися у меня за эти два года я и хочу с вами поделиться. 
Давайте для начала познакомимся с двумя главными героями рассказа. Для удобства я буду называть их «синий» (Enduro 26) и «черный» (Enduro 29).

Синий:
Новое железо: Specialized Enduro - опыт эксплуатации

Это Specialized Enduro S-Works 26" 2013. Точнее самосбор на раме Enduro S-Works. Краткие характеристики:

Рама: Specialized S-Works Enduro, 26" карбоновый передний треугольник, алюминиевые перья, ход подвески 165мм
Вилка: Rock Shox Pike RCT3, ход 160мм
Задний амортизатор: Cane Creek DB Air
Вилсет: Mavic Crossmax Enduro WTS
Трансмиссия: SRAM X01 11sp, кассета Shimano Deore XT, 11-42
Покрышки: Mavic Crossmax Enduro 26x2.4"/Maxxis Highroller 26x2.35"
Тормоза: Avid X0 Trail, роторы 180мм
Подседельный штырь: Rock Shox Reverb

Черный:

Новое железо: Specialized Enduro - опыт эксплуатации

Specialized Enduro Expert 29" 2014. Байк полностью в стоковой комплектации. Краткие характеристики:

Рама: Specialized Enduro Expert, 29" карбоновый передний треугольник, алюминиевые перья, ход подвески 155мм
Вилка: Rock Shox Pike RCT3, ход 160мм
Задний амортизатор: Fox Float RP3
Вилсет: Specialized Roval Control 29"
Трансмиссия: SRAM X01 11sp
Покрышки: Specialized Butcher 29x2.3"/ Specialized Purgatory 26x2.3"
Тормоза: Avid X9 Trail, роторы 180мм
Подседельный штырь: Specialized Command Post

И зачем тебе сразу два Enduro?

На самом деле это долгая история. Если вкратце — синий это мой Enduro, который собирался для мини-даунхиллов и просто потому, что мне очень хотелось среднеходный двухподвес, поскольку Demo для Москвы и окрестностей избыточен, а на хардтейле с одним тормозом и синглспидом местами неудобно. Предмет восхищения многих, надпись S-Works, на самом деле служит для меня напоминанием о том, что свои хотелки надо сдерживать — будучи в здравом уме, я бы никогда не купил себе эту раму, поскольку Expert в сборе стоит не намного дороже рамы S-Works отдельно, а разницу между двумя типами карбона (В S-Works он более легкий и жесткий) в любом случае почувствовать сложно, ну, конечно, если ваша фамилия не Гвин. Или не Кулхавы. Моя точно нет — вот я и не чувствую. К сожалению, на момент покупки рамы велосипедов Enduro в сборе на территории России не было, так что я получил модный задний амортизатор Cane Creek DB Air и кучу геморроя со сборкой. Которую я закончил почти через год после покупки рамы, когда байки в сборе вновь появились в наличии. Дурак, да.

Новое железо: Specialized Enduro - опыт эксплуатации

Что же касается черного — его судьба крайне непроста. Это велосипед из тестового парка Specialized, который попал ко мне после сезона убивания всеми кому не лень на Test The Best, покатавшись в рамках этих тестов по всей России. Причем попал он не ко мне, а к Саше Жирновой, одолжившей этот велосипед у Specialized на одну из гонок в Алуште. Подумав, Саша решила, что 26" колеса ей подходят больше, и предложила мне махнуться великами на какое-то время — а мне как раз было интересно попробовать найнер. За первой гонкой последовала вторая, затем третья, где-то в процессе синий уехал на несколько месяцев в Питер (где Саша выиграла на нем этап Кубка России по даунхиллу), ну и так далее. Черный же периодически продолжал (и продолжает) ездить на тесты, а я продолжаю приводить его после них в нормальное состояние, и, в общем, так и живем. Кстати по поводу тестов Specialized можете обращаться в «Велопробег» — не то, чтобы мы это афишируем, но часть тестового парка Specialized разных лет живет у нас, а я не страшный, и со мной можно договориться. Ну или, по крайней мере, попробовать это сделать.

Тесты же, по идее, это не так страшно?


Ага, конечно. На самом деле, велосипедам из тестового парка Specialized я очень сочувствую. С одной стороны, хорошо, что они вообще есть — аналогичной услуги по проведению общедоступных тестов с приличным количеством различных велосипедов в России нет ни у кого, так что тут стоит сказать спасибо российскому дистрибьютору, компании «Велоцентр», и, конечно, европейскому офису Specialized. С другой — пока ваш любимый байк скромно стоит в комнате (вы же не храните его на лестничной площадке, правда?) и ждет выходных, тестовые велики ездят по всей России и постоянно используются. Если честно, я не знаю, каким образом их умудряются настолько быстро и эффективно убивать, но факт остается фактом — каждый раз, когда очередной тестовый байк попадает в «Велопробег», я, бурча себе под нос различные непечатные выражения, тащу его в наш сервис к Роме Шиманюку и прошу сделать с несчастным великом хоть что-нибудь. Ну или ковыряюсь с ним самостоятельно, если Роме не до этого — эмоций в этом случае заметно больше, и в частности именно из-за этого большая часть стен в сервисе обшита синими панелями. Чтобы не краснели. По-моему даже байки профессиональных гонщиков подвергаются намного меньшим издевательствам.

И с Enduro 29" та же самая история? 

Именно так. 2014й год байк, повторюсь, провел, колеся по всей России. Начиная с осени, когда он обосновался в «Велопробеге», испытаний на его долю стало выпадать поменьше, но, тем не менее, на нем постоянно кто-то ездил — мы давали его потенциальным клиентам, его одалживали сотрудники магазина, в общем, скучать байку не приходилось. В промежутках, когда байк возвращался к нам, я приводил его в нормальное состояние, а в 2015м году в тестовом парке Specialized в России появилось еще два Enduro 29, которые также стали у нас частыми гостями, так что я теперь точно знаю, что происходит с Enduro при интенсивной и раздолбайской (естественно никто из тестеров не жалеет чужой велик) эксплуатации.

Так что там с эксплуатацией-то? Плюсы, минусы, подводные камни? 

Из минусов этих велосипедов можно отметить следующее:

— Проводка тросов и гидролиний. Enduro нынешнего образца щеголяет проводкой всего необходимого по нижней трубе. На мой взгляд, это существенный минус — понятно, что это — самый простой путь проложить все тросы и гидролинии, но все, что летит из под переднего колеса, попадает именно на нижнюю трубу. Это раз. При перевозке на борту пикапа вся эта проводка теоретически может пострадать — это два.

Новое железо: Specialized Enduro - опыт эксплуатации

На синем Enduro все окей, но я очень аккуратен и не ленюсь по два раза перепроверять, как стоит байк и что под него подложено. А вот кто-то из тестеров еще год назад все же умудрился отличиться, и из очередной поездки на тесты черный Enduro29 вернулся без одного из креплений проводки — оно было вырвано с мясом, а в карбоне вместо вставки с резьбой зияла дыра. К чести рамы нужно сказать, что, по прошествии года, с ней ничего не произошло — трещин нет, дырка не увеличивается. Но мне бы очень хотелось увидеть следующее поколение Enduro c внутренней проводкой. Шансы, благо, на это есть — тот же Stumpy FSR нового образца ее получил, что вселяет надежду. 

— Command Post. При всем моем уважении к Specialized, инженера, который придумал первые версии спешовского штыря, было бы не лишним обязать пользоваться им всю свою жизнь. Ибо вопросов к нему хватает. Сам по себе штырь получился удачным — простейшая конструкция, ломаться особо нечему, надежный и неприхотливый. Ну поднимается резко, да, но это плата за тот самый конструктив и, когда это происходит под контролем райдера, эта резкость не ощущается. А вот подвод проводки к манетке переключения у штырей образца 2013-2014го достаточно странный. Из манетки выходит металлическая трубка, согнутая под углом 90 градусов, а уже в нее вставляется рубашка.

Новое железо: Specialized Enduro - опыт эксплуатации

Идея-то сама по себе неплохая, но эта трубка постоянно смотрит куда-то не туда. Она упирается в ручку тормоза и выворачивается, ее дополнительно выворачивает рубашка, а самое печальное заключается в том, что соединение трубки и рубашки в итоге достаточно предсказуемо переламывается.

Новое железо: Specialized Enduro - опыт эксплуатации

В принципе, переделать подводку, сколхозив более удачный вариант, проблем не составляет — я проверил это на тестовом Stumpy29 с таким штырем. Но это же тест, не правда ли? Так что на черном Enduro я оставил все так, как задумал производитель. В итоге как-то раз байк вернулся ко мне с соединением трубки и рубашки, на совесть замотанным изолентой, что означало что это самое соединение таки развалилось. А знаете, что при этом происходит? Я теперь знаю — во время тряски, например на каменной секции, подседельник неожиданно и, как и подобает Command Post'у, резко и дерзко поднимается, то есть счастливый обладатель получает своим пневмосокровищем по жопе. Со мной это произошло на одной из гонок в Алуште. Три раза, потому что, как выяснилось, изолента не обеспечивает достаточной жесткости конструкции. К чести спеша надо отметить, что нынешняя версия Command Post обзавелась нормальной манеткой с нормальной подводкой, да и выдвижение штыря происходит несколько плавнее, так что обладатели байков и штырей 2015го и 2016го года с этой проблемой не столкнутся.

Новое железо: Specialized Enduro - опыт эксплуатации

Но, почувствов недостатки штыря в буквальном смысле своей пятой точкой, я понял, что основой для старой рекламы Rock Shox, где один из байкеров получал на съезжалке по жопе резко поднявшимся штырем, после чего убирался через руль под хохот своего друга, использовавшего Reverb, была вполне жизненная и печальная история.

— Нижнее крепление заднего амортизатора. У Specialized оно специфическое — обычный амортизатор туда не поставишь. На самом деле, несмотря на все страшилки по этому поводу, проблем с ним никаких нет — даже если стоковый задний амортизатор сломается так, что восстановить его будет нельзя, амортизаторы встречаются в продаже. Причем практически все — Fox, Rock Shox, Cane Creek. Их можно заказать через дистрибьюторов вышеозначенных брендов, или просто купить на том же Ebay. Проблема тут одна — это нижнее крепление начинает люфтить.

Новое железо: Specialized Enduro - опыт эксплуатации

Беда в том, что из-за конструктивных особенностей подвески Enduro просто так подтянуть его не получится — для этого нужно снимать амортизатор целиком. Фиксаторы резьбы особо не помогают — люфт появляется с завидной периодичностью. Причем, судя по опросам владельцев Enduro, проблема с периодически появляющимся люфтом есть почти у всех активно катающихся обладателей велосипедов с амортизаторами (почему-то) Fox Float. Мелочь конечно, да и времени разборка подвески требует минут пять, но задалбывает. 

— Втулочки в верхнем креплении амортизатора. Вырабатывают свой ресурс подозрительно быстро, итогом чего становится опять же люфт. Решается заменой на новые оригинальные, либо кастомный неоригинал.

— И еще раз о проводке. На этот раз подседельного штыря. В рамах образца 2013го года проводка «полувнутренняя» и расположена в верхней трубе. В рамах 2014го и более поздних лет помимо нее есть альтернативный вариант в нижней трубе для подседельников, трос которых выходит из основания штыря. Если вы используете родной Command Post, или другой штырь, в котором управление с манетки на руле осуществляется с помощью троса, проблем нет. А вот гидролиния RS Reverb в дырки под проводку не влезает — нужно либо растачивать дырки, что не очень хочется делать в случае с карбоновой рамой, либо использовать изоленту (благо синяя идеально попадает в спешовский синий цвет) и делать проводку внешней.

Новое железо: Specialized Enduro - опыт эксплуатации

Понятно, что рамы рассчитаны под использование с родным штырем, но все равно обидно. 

— Вилсеты Roval. Имеют в своей основе втулки DT, и, подозреваю, DTшные же обода, причем и то и то выполнено по спецификации Specialized. Мое знакомство с ними началось с вилсета на Stumpy 29", когда выяснилось, что барабан задней втулки фиксируется исключительно силой трения. Так что, когда колесо не находится в раме (например при перелете с разобранным и упакованным великом), втулка может саморазобраться и собирать вам ее запчасти по всему чехлу. Та же проблема когда-то давно была у Hope XC. К чести Specialized, в вилсетах образца 15го и более поздних лет эту проблему пофиксили, и, в целом с 26" колесами все стало хорошо. А вот у 29" колес хотелось бы видеть больше жесткости. С моим весом это заметно в меньшей степени, а вот под тяжелыми райдерами колеса играют достаточно сильно, что не раз отмечалось тестерами. Да, можно говорить о том, что большие колеса в любом случае менее жесткие, чем маленькие, но я видел колеса для найнеров, с жесткостью которых все было ок. Причем у того же спеша. И это обидно, учитывая, что с торсионкой собственно рамы все в высшей степени хорошо. Да и вообще — даунхильные Roval великолепны. Кантрийные тоже. А вот эндурные вышли довольно средними. Один из моих друзей поменял Roval Control на своем Enduro 29" на банальный самосбор из Hope Pro2, ободов Mavic и приличных спиц, и разница со стоком очень заметна. 

Новое железо: Specialized Enduro - опыт эксплуатации

Что-то как-то много минусов...

На самом деле нет. Поверьте мне. Specialized Enduro в любом своем проявлении это хороший велосипед. Даже очень хороший. Я ездил на приличном количестве велосипедов, где все было намного хуже. И список их минусов был бы раза в два длиннее и серьезнее. Например кинематика подвески, рассчитанная только на большие звезды — в итоге при езде вверх на маленькой звезде (и мы говорим про стоковый велик, на который маленькую звезду поставил производитель) педалкик такой, что ехать просто неудобно. Или отличная внутренняя проводка, сделанная так, что рубашки трутся о шток вилки в рулевом стакане, и делают такие пропилы в штоке, что после сезона впору задуматься о замене вилки, или хотя бы узла корона/ноги/шток. Или постоянное разжимание аморта при нажатии на педаль — кому как, но мне не очень улыбается постоянно поднимать своими ногами свой же вес. Туда же конструктивно зажатые, не работающие нормально подвески, геометрию родом из 90х, и прочее прочее прочее. Всего этого у Enduro нет и в помине. И вообще, если говорить о найнерах, то, конечно, можно упомянуть о том, что есть велосипеды с более агрессивной геометрией, но Specialized стал первым массовым производителем, сделавшим найнер с короткими перьями, большим ходом подвески и отличной управляемостью. Да-да, можно бесконечно дискутировать о преимуществах и недостатках коротких перьев, но именно благодаря им и удалось создать первый полноценный найнер, подходящий для эндуро-гонок, поскольку управлять трамваем с перьями а-ля 440-450мм, бывшими до появления Enduro 29" стандартом для найнеров, сродни мазохизму. Особенно учитывая прилагавшийся в комплекте довольно тупой угол рулевой. Поворачивать те велосипеды не умели и не хотели. А вот Enduro 29" рулится превосходно.

Новое железо: Specialized Enduro - опыт эксплуатации

При всей моей нелюбви к большим колесам, именно на Enduro Expert 29" я остановился в шаге от подиума в «элите» пару лет назад на Super D в Крыму. Хотя был уставшим, задолбанным, и вообще я не фанат этих гонок. А 26" версии этого велосипеда (позднее трансформировавшиеся в модные 27.5") приучили нас к тому, что велосипед с ходом подвески в 165мм может хорошо ехать и, при этом, подвеска остается активной. И это не пустые слова — неделю назад неожиданно для самого себя я прокрутил на Enduro 26" в горном сетапе 70км по плоскости. А в перерыве еще и покатался несколько часов на Смотровой. Я не кросс-кантрийщик, и вообще меня к такому не готовили, но было бы глупо отрицать, что эти велосипеды действительно едут, и едут хорошо. 

И, чтобы закончить с негативом, еще пара наблюдений. Нижеследующее относится не только к Enduro, поскольку речь идет о компонентах сторонних брендов, но я все равно не могу об этом не упомянуть

— Трансмиссия 1х11. Я фанат этих трансмиссий. Нет необходимости в двух звездах спереди, что заметно облегчает жизнь, поскольку у современных эндуро-байков на руле навешано столько всего, что в какой-то момент ты из райдера становишься оператором. Серьезно — загибайте пальцы. Два тормоза и манетка заднего переключателя. Ок, тут все привычно. Манетка подседельника — а куда без нее? Всевозможные манетки систем амортизации — блокировка, изменение хода и т.д. Манетка переднего переключателя. У Enduro этого нет, но у многих других есть. Я езжу на самых разных великах и периодически эти бесконечные рычажки начинают раздражать. Поднять штырь, заблокировать подвеску, переключиться сзади, переключиться спереди, опустить штырь, поменять ход подвески — в общем, думаю, вы поняли идею. Плюс мне всегда была близка идея одной звезды спереди и, с появлением 1х11, она стала доступна даже для того самого эндуро. Обратная сторона — повышенный износ трансмиссии. Очень повышенный. Когда-то 10-скоростные трансмиссии ругали за быстрый износ, но по сравнению с 11-скоростными они просто вечные. Это суровая правда и никуда от нее не деться. Тонкая цепь, большие перекосы, облегченные кассеты. На тестовых Enduro трансмиссии были убиты еще к концу их первого сезона — и это не самый выдающийся результат. Например, у «Велопробега» есть постоянный клиент с Epic S-Works, который ездит очень много и часто и за год меняет три 11-скоростных кассеты. И очень много цепей. Все бы ничего, но учитывая стоимость тех самых кассет SRAM, становится грустно. В итоге, синий Enduro теперь ездит с 11-скоростной кассетой Shimano XT — диапазон несколько сузился, но, учитывая стоимость шимановской кассеты, я готов это пережить. Кстати, 11-скоростные трансмиссии SRAM и Shimano прекрасно совместимы, что не может не радовать. В общем, имейте в виду. И, между прочим, эти трансмиссии предъявляют повышенные требования к чистоте и состоянию рубашек и тросика — не стоит затягивать с их заменой.

Новое железо: Specialized Enduro - опыт эксплуатации

Кстати и Narrow-Wide звезды изнашиваются быстро — причем визуально все окей, но цепь при тряске начинает сваливаться. А если вы не меняете цепи (помните старый совет — три цепи на одну кассету с периодической ротацией?), то проблем ждите еще быстрей — растянутая цепь и NW-звезда означают практически 100% гарантию того, что цепь покинет звезду в самый неподходящий момент. 

— Cane Creek DB Inline. После прекрасного DB Air с внешним бачком, который я считаю лучшим воздушным амортизатором на рынке (оговорюсь — я еще не успел попробовать новые воздушные Fox), Cane Creek сделала амортизатор без бачка. Который, в частности, стоит на Enduro 2015го года. В плане работы претензий у меня к нему нет. А вот в плане конструктива…

Новое железо: Specialized Enduro - опыт эксплуатации

В недрах DB Inline есть мембрана, отделяющая воздушную камеру от масла. И вот эта самая мембрана у части амортизаторов рвется. После буквально пары покатушек, даже лайтовых. Просто потому, что сделана из откровенно некондиционного материала, который то ли дубеет от соприкосновения с маслом, то ли изначально такой. В итоге аморт работает, но совсем не так, как задумывалось производителем. Это распространенная, судя по отзывам в интернете проблема, в нашем случае усугубляющаяся отсутствием запчастей у дистрибьютора. А оригинальный ремкомплект, не являясь дистрибьютором, заказать нельзя. При этом, что самое интересное, с DB Air все отлично, никаких проблем с качеством резинок у них нет. Необъяснимая ситуация.

А как карбон? Он же боится точечных ударов, и все такое?

Еще со времен моего предыдущего карбонового Demo, я перестал опасаться этого материала, поскольку и точечных и не точечных ударов на долю байка выпало более чем достаточно — я убирался на нем просто всеми возможными способами. Лично у меня к карбону сняты все претензии — черный Enduro пережил два года эксплуатации кучей людей по принципу «не мое — не жалко» и невероятное количество уборок, он весь покоцан, на нижней трубе есть та самая дырка, но рама абсолютно жива, никаких трещин нет. Синий Enduro тоже весь в следах от ударов. А Demo пережил с десяток полетов по острым камням и еще черт знает какое количество уборок в более лайтовых условиях. Какие еще нужны аргументы в пользу того, что современный карбон как минимум не уступает в прочности алюминию? 

Ну и как оно, на 29" колесах-то? 

На самом деле не всегда на 29". Сейчас, к примеру, синий живет у меня, а черный ожидает своего часа в «Велопробеге». Вообще нужно отметить, что разница между 26" и 29" колесами просто огромна (да, я кэп). Сначала я расскажу пару слов о своих ощущениях, а потом попробую более-менее логически это обосновать.

Так вот. Катаясь попеременно на двух великах я очень быстро начал замечать, что если речь идет о мини-даунхилле, визите на какой-нибудь московский спот, или просто фановом катании, подразумевающем всякие прыжки, я даже не задумываясь, беру 26" байк. А вот если я еду скорее покрутить, чем попрыгать и подурачиться, то выбираю 29" Enduro. Более того — на 26" байке у меня сейчас стоят топталки, а на 29" — контакты. Что как бы намекает. 

В целом идея очень проста. Если мы говорим о эффективности — наш выбор это большие колеса. Да, 29" Enduro разгоняется несколько более вяло своего 26" собрата, но, если уж он едет, то он едет. Большие колеса обеспечивают лучший накат, они лучше перекатываются через неровности и камни, у них больше инерция, в общем, если их как следует раскрутить, то у 26" байка шансов не останется. Но, конечно, в коротких и резких поворотах найнеру тесно — постоянные разгон и торможение даются ему заметно хуже. С другой стороны, на наших трассах эндуро и супер Д я ни разу не сталкивался с большим количеством таких поворотов. А в остальных условиях найнер быстрее. И да, летать он тоже вполне умеет, его главное заставить.

Новое железо: Specialized Enduro - опыт эксплуатации

26" байк — это фан. Он проворный, юркий, на нем постоянно хочется что-то делать. На всех московских спотах он чувствует себя как дома. Да, по-хорошему эти ваши эндуро-гонки на результат стоит ездить на найнере (или хотя бы на 27.5"), но всевозможные кочки, съезжалки и прочие московские развлечения 26" Enduro явно ближе. И я не перестаю поражаться тому, что при езде вниз запас хода подвески кажется бесконечным, как на даунхильном байке (29" Enduro все же жестче), и, при этом, на нем можно спокойно крутить на приличное расстояние. Подозреваю, что 27.5" Enduro в этом плане будет золотой серединой — я еще не успел на нем поездить, но новый 27.5" Stumpjumper мне очень понравился. Пока же, пожалуй, я остаюсь верным олдскулу и 26" колесам, благо синего Enduro хватит еще надолго. Ну а на гонки всегда можно позаимствовать найнер.

Новое железо: Specialized Enduro - опыт эксплуатации

И да, спустя два года мне продолжают нравиться эти велосипеды. Новый Enduro, который, по идее, появится в следующем году, скорее всего будет еще более агрессивным и заточенным на езду вниз, но и нынешнее поколение меня вполне устраивает. Всякие приятные мелочи типа автосэга, или элементов системы SWAT все так же радуют, а велики, если за ними следить, радуют работой подвески и общими ходовыми качествами. Кстати говоря, по моему опыту, для Enduro нынешнего поколения даже тип заднего амортизатора не имеет принципиального значения. Да, с Float'ом байк становится несколько более жестким, чем с DB Inline (в тех случаях, когда Инлайн работает). Но разница в работе, честно говоря, непринципиальна — в любом случае подвеска работает очень хорошо. И нельзя не отметить, что Specialized постоянно совершенствует конструкцию и исправляет вылезающие косяки — та же эволюция подседельных штырей хороший тому пример. В общем, теперь вы знаете немного больше о том, к чему готовиться при покупке Specialized Enduro. А я, тем временем, пошел упаковывать синего в чехол — впереди очередной Trenduro-лагерь. Так что увидимся в горах. 

?
Tits are better than Strava

Комментарии (68)

0
DB Air с внешним бачком, который я считаю лучшим воздушным амортизатором на рынке (оговорюсь — я еще не успел попробовать новые воздушные Fox)
а вивид эир пробовал?
И хотелось бы увидеть сравнение эндуриков побывавших под тобой)
avatar

wibird

0
Отвечу вопросом на вопрос — а почему большинство производителей, ставящих RS, выбирает для подобных байков Monarch с бачком, а не Vivid Air? Вивид, на мой взгляд, все же больше даунхильный, его работа похожа на работу пружинного амортизатора. В случае с дх-байком это замечательно. А вот для эндурного велика плюшевости может оказаться чересчур много.
avatar

kubas

0
ну вдруг пробовал)
Читал одно сравнение ссдб и вивида эира, в котором вивид автору понравился больше для эндурика, но это конечно же все субъективно
avatar

wibird

0
Не, я пробовал, но не на спеше и недолго. Ну и на дх-байке пробовал. Вообще имхо это все очень сильно зависит от конкретной реализации подвески — одним большой и плюшевый аморт действительно полезен, другим наоборот.
avatar

kubas

0
а разбор полетов что пробовал то будет?)
а то интересно не только про спеш эндурный почитать 
avatar

wibird

0
Справедливости ради-некоторые про-эндуристы ставят и пружинные аморты.
avatar

Data_Link

+3
Отличный отчет! Сам являюсь с 2011 года хозяином 2-х поколений Enduro и у товарищей в-общей сложности было 6 байков разных годов. Только в одном (как раз 2011 модельного года) втрой хозяин поменял подшипники в подвеске, с остальными вопросов нет! Даже не представляю, насколько «убивали» найнер, чтобы за сезон появился какой-то люфт в подвеске и аморте.
Что касается «крутильности» — действительно, очень универсальный байк. Как он едет вниз — написано много, и доказательства на разномасштабных гонках есть. Мы с товарищами не раз ездили по горному Крыму более 50 км в день с набором высоты по грунтовым участкам более 1000м, и Enduro позволяет это делать совершенно спокойно.
Надеюсь в ближайшее время стать обладателем «модного» нынче 27,5" Enduro? и да поможет мне в этом «Велоцентр»)) 
avatar

AntonSpiridonov

+20
Мне почему-то стало жалко не тестовые велики, а Никиту. Как будто это Enduro Kubas 30+ и все им пользуются.
Последний раз редактировалось
avatar

creepshow

+2
Очень полезно и важно упоминать рост и вес тестера в статье.
avatar

Jahtaka

0
Синий — прям идеальная сборка для универсального байка!
Флаг конфедерации доставил)
avatar

kuzlich

+8
Побольше бы обзоров с таким же количеством разъяснённых минусов.
Так-то почти каждая первая статья про «slack, long and low» «increadibly stiff» «playful bike» ...
А тут можно уже какую-то картину себе составить о предмете обзора, да и не только о нём — о геометрии, о похожих байках, например.
Оч.полезный пост, спасибо
avatar

lim

+12
Спасибо за интересный обзор, Никита!
Сам откатал год на Эндуро Эксперт 650б, получил полное предвтавление о байке и полносью подтверждаю «косяки», отмеченные Никитой.
Инлайн также дико подвёл своей мембраной, причём это выяснилось после его продажи, поимел крайне неприятную ситуацию с покупателем.
Установка/снятие аморта геморнее прочих, благо, что не часто приходилось это делать.
Даже новая манетка Команд Поста достаточно громоздкая, заменил на «Левшу» от КС Лев. Сам подседельник не отличается суперчеткой работой, но перебирается на коленке за 10 мин.
Вилсет напрягал «нестандартностью» — обода под 28 дыр, задняя втулка 142+. Хоть выполнен качественно и вопросов не вызывал, но в горы я поставил проверенный вилсет на  ДТ240+Флоу ЕХ, а родной оставил для московских трейлов.
Ну а в общем, байк действительно интересный и отменно катящий, как вверх (закручивал на Собер своим ходом), так и по плоскачу, и особенно вниз.
 
п.с.  Сейчас взял Каньон Спектрал на замену и как-то сразу отметил простоту, удобство и стандартность этой рамы. Минимум вопросов, в отличие от Эндуро.
 
avatar

DocG

-2
каньоны в раше продают?
avatar

wibird

+4
Официально нет, но могу привезти.
avatar

DocG

0
прикольно)
буду знать 
Последний раз редактировалось
avatar

wibird

+15
avatar

beast

+3
У меня те же условия, только доставка сразу в Москву на дом.
avatar

DocG

0
Я правильно понимаю, что так 30% на растаможку тратить не нужно? то есть «цена на сайте»+фикс = общий ценник в евро, верно?
avatar

lim

0
Да верно, сайт + 170 евро. Бывают скидки на доставку (до конца апреля -50%). Подробней можно почитать в группе vk.com/topic-90682208_31985683 там же много отзывов покупателей. В стоимость включена доставка по России, КЗ, Крыму. Еженедельные поставки из Германии, гарантия, аксессуары в наличии. Если интересно подробнее, пишите в ВК или на info@canyonbikes.ru
Последний раз редактировалось
avatar

beast

+6
вы же VAT возвращате себе это уже 20% зачем просить еще 170 евро?
avatar

ilyamaksimov

+10
Хороший вопрос. Во-первых немецкий ВАТ -16% от стоимости. Во-вторых в фиксу заложена стоимость бронебойной коробки, перевозка по европе и России, оформление таможенной декларации. В-третьтих велосипеды ввозятся официально, с уплатой пошлины (!) — на каждый есть декларация. В-четвертых мы берем на себя все риски при перевозке и обеспечиваем гарантийную поддержку. Canyon дает нам специальные цены, поэтому все это стало возможным. Официализация нашего статуса в России — это вопрос времени и ряда требований, которые предстоит выполнить.
avatar

beast

+3
ну ладно, уговорили:) но лучше бы цены были как на сайте
Последний раз редактировалось
avatar

ilyamaksimov

0
К сожалению, стоимость не может быть одинаковая для всех стран, из-за различной политки в отношении импорта товаров. А Россия в этом вобще в не выгодном положении( Можно поиграть с переключением стран на официальном сайте canyon.com и убедится в этом лично, цена на одну и ту же модель будет меняться в зависимости от страны покупателя. 
avatar

beast

0
всегда будут возмущенные ценой)
avatar

wibird

+1
воу, респект вам ребята
каньоны стоят усилий) 
avatar

wibird

0
а после гарнтийного ремонта Cane Creek проблема исправляется или так же все?
avatar

Yue

0
А почему Spectral, а не Strive, если не секрет? 
avatar

kubas

+2
Хотелось большей универсальности и лёгкого трейлбайка в первую очередь.
Страйв — чисто эндуро-машина, как и Спеш Эндуро, смысла замены не было. К тому же Шейпшифтер, судя по отзывам, весьма капризная штука. 
Спектрал прост, красив и едет достойно. Комплектация 9.0 SL с топовой фоксой и офигенными колесами ДТ стоит на треть дешевле аналогичного Спеша. В рабочем трейловом сетапе для Москвы вес байк получился 11,5 кг. Для нашего АМа, по словам того же Миши Василенко, 140 мм под задом вполне достаточно. Барнс так и делает.
Горный вариант сетапа получит вынос 50 мм, ход вилки 160 мм, колёса 27.5/26 на вилсете ДТ240+Флоу ЕХ и ХР2. Более чем достаточно.
Подробнее на ВМ — forum.velomania.ru/showthread.php?t=102304&page=60
avatar

DocG

+1
А в сравнении с твоей норкой сайт как чувствуется каньон?
avatar

Data_Link

0
Сравнить пока не могу, в «правильные» места ещё не ездил на Каньоне. Как покатаюсь, расскажу. 
По плоскачу педалируются хорошо оба, Сайт может чуть получше, но Монарх ХХ снимает вопрос раскачки полностью.
Продуманность и качество изготовления рамы у Каньона выше, она как-то побрутальнее Сайта, особенно перья.
avatar

DocG

+5
Хотел бы высказаться за колеса и миф про их неповоротлиость и флекс.

C недавних пор, я как обладатель Specialized Enduro 29" могу сказать, что колеса Roval одни из лучших заводских вилсетов которые у меня были. Соотношение — качество, жесткость, легкость, накат — наверное лучшее, что мне встречалось. Конечно, я не так долго использую байк, как Кубас, но за пару недель уже забрался выше Эвереста и спустился с него, поэтому за колеса могу говорить смело и вполне объективно. Мой вес девяносто килограмм, и я нагружаю колеса достаточно жестко, как вверх, так и вниз — нифига они не хуже разгоняются, отлично ведут себя и в коротких и в скоростных поворотах. Пока очень положительные впечатления.

Думаю, что через месяц, а это примерно тысяча км пробега и двадцать тысяч метров набора и спуска, я уже смогу тщательно и объективно разложить все по полочкам про Specialized Enduro 2016, тем более, что на моем велосипеде установлен редкий зверь Ohlins, информации про который не так много в сети. 

avatar

Vados

+1
про аморт будет оч интересно почитать
а про 29 не думал сделать вот так?


вроде как 29 колеса совсем по другому чувствуются)
avatar

wibird

+1
Думал, но пока за ненадобностью.
Завтра едем на эндуро трейлы в Байдарскую Долину, а потом на Ай-Петри и самый жесткий трейл Алушты — «Земляничный», и только после этого я смогу сказать, нужно ли укреплять спицы или нет.

У меня уже были найнеры, и накатал я на них тысяч двенадцать, сказать чтобы 29" для меня в новинку, я не могу. Но то были кантрийно-марафонские аппараты, и поэтому сравнивать их с Enduro будет не корректно.
Но уже сейчас я вижу массу положительных моментов найнера, и кое-какие минусы по сравнению с 27,5", но про это я смогу рассказать после майских туров.
 
avatar

Vados

+1
Вот кстати в защиту вилсета тоже выскажусь. Вес мой долго был 85 кг(сейчас полегче), катаюсь в ритме «от Вадоса на спуске сильно не отстаю», за 5 лет использования Roval Traverse AL на двух байках только порвал 2 спицы на заднем колесе (покатался за Валей Поповым с Грушевого кордона), и, несмотря на привычку ездить на низком давлении (1,7-1,8 атм), обода не замятые и без явных восьмерок/яиц.
avatar

AntonSpiridonov

0
А у тебя разве не 26" Expert? К 26" вопросов вообще никаких, там все отлично
avatar

kubas

0
Да, был один алю и один карбоновый эксперт 26". Вопросов к вилсетам действительно не было. Я хотел подчеркнуть то, что обода очень живучие.
avatar

AntonSpiridonov

+4
Вот яркое подтвержение необходимости указания роста и веса ездока :)
avatar

Jahtaka

0
Просто ездоков очень много. У меня вес 73 при росте 173, но велики активно использовались как людьми с весом 60, так и с весом под 100. 
avatar

kubas

+2
Речь о впечатлениях конкретного роста и веса человека о конкретных размерах рам/колёс/геометрии.
Например, рассказ высокого и тяжёлого Вадима о эндуро-найнере для меня ростом 176 см и весом 65 кг будет не очень прикладным, прямо скажем.
А упомянутый в статье эндуро с изолентой для Вадима вообще детский беговел.
Не понимаю почему это до сих пор не очевидно.
Последний раз редактировалось
avatar

Jahtaka

+4
Обзор «спайси и эндуро- кто круче?» интересно было бы почитать).
avatar

ronin336

+5
Что про разгон, что про повороты, речь шла о сравнении 26" и 29" велосипедов, а не о том, что у любых спешовских колес проблема с этим. Вот  абзац еще раз:

"Да, 29" Enduro разгоняется несколько более вяло своего 26" собрата, но, если уж он едет, то он едет. Большие колеса обеспечивают лучший накат, они лучше перекатываются через неровности и камни, у них больше инерция, в общем, если их как следует раскрутить, то у 26" байка шансов не останется. Но, конечно, в коротких и резких поворотах найнеру тесно — постоянные разгон и торможение даются ему заметно хуже"

Что касается того самого флекса — предлагаю вернуться к этому вопросу еще через пару месяцев, поскольку изначально с колесами все ок, все радуются (ну если это не вилсет на самом простом Enduro Comp). А вот после некоторого времени использования начинаются проблемы, которые не решаются даже протяжкой. Просто с моим весом в 73кг они появляются позже, а у тех, кто весит ближе к сотне — раньше.  
avatar

kubas

0
«Но, конечно, в коротких и резких поворотах найнеру тесно — постоянные разгон и торможение даются ему заметно хуже»

Я этого не заметил.
Резкие и короткие повороты, маневры между и по камням сегодня в БД подтвердили это. Разгон у Roval отличный, не хуже 27,5 и 26.

Насчет проблем посмотрим — я же говорю, что пока рано говорить, накатал еще не очень много, но уже местами очень жестко. 
avatar

Vados

+1
разница в росте точно дает о себе знать

я даже думаю представления лайтвиля о соотношении роста и размера колес имеют большой смысл

Мне на 180 см разница между колесами только в «накате» 29 мой фаворит, но уверен люди с ростом ниже будут иметь иное мнение 
Последний раз редактировалось
avatar

ilyamaksimov

0
Тоже думаю, что рост и вес имеет большое значение.
Я не испытваю проблем с маневренностью найнера при росте 191.
Мне 29 не большие совсем, а учитывая геомерию Enduro, я вообще не замечаю большой разницы между 27,5, 26 или 29.



 
avatar

Vados

0
То есть по твоему мнению разницы что в разгоне, что в коротких поворотах у найнера и 26" байка нет? Ну ок, что.
avatar

kubas

0
я сегодня чет прям социально активный, могу сказать по себе при росте в 180 см разница между 26/27,5/29 в основном в накате, да чем меньше колесо тем оно игривее и но это не принципиально, да я уверен, ч то в будущем производители придут к тому, что будут каждую или почти каждую ростовку снабжать своим диаметром колес 
avatar

ilyamaksimov

0
Если бы я ехал на марафонском найнере, то разница очевидна, и не в пользу найнера. Но на Enduro со штатными колесами Roval, мне кажется, что он даже лучше 26" разгоняется, при этом сцепление на плоских поворотах, и поворотах с отрицательным углом значительно лучше. 

Давай без этого пионерского — «ну ок, что», типа этим все сказано. Давай дадим АМ/Endurо по горам, ты на 26" Мавик, а я на 29" Roval и посмотрим у кого будет разгон и повороты быстрее. 

avatar

Vados

+7
Так я давал уже эндуро по горам, вопрос-то в сравнении одним человеком. Ну или в том, что 26" колеса у тебя просто были несколько уставшими, или не очень удачными. То есть смотри. Если мы говорим о теории, что при большом росте размер не ощущается. Хорошо, логика в этом есть. Но фишка вот в чем. Сейчас, поскольку рядом с домом Москва еще более плоская, чем в среднем по палате, я езжу попеременно то на 20" рэйсинговом бмхе, то на 26" хардтейле. По идее особой разницы между ними при своем росте я ощущать не должен. Но я ощущаю, и она действительно очень приличная. Бэм явно более верткий, прыгать на нем вообще одно удовольствие, поскольку после хардтейла в воздухе такое ощущение что ты только подумал о том же тейбле, а он его уже сделал. И разгоняется он моментально. Из минусов — я теперь знаю все микронеровности памптрека и, что самое обидное, они его еще и притормаживают, потому что 20" колесо в них тыкается, а 26" перекатывается. 

А теперь самое интересное. Так получилось, что у меня сейчас еще и два хардтейла — мой чейз и п3 Саши. Навеска схожа, по геометрии они отличаются не особо сильно, но на чейзе колеса старые и убитые, их даже протягивать довольно бесполезно уже, а на п3 новые. И реакции чейза заметно более размазанные и заторможенные чем у пэшки — я даже как-то не поленился и махнул колеса, чтобы посмотреть, что будет. Чейз я после этого просто не узнал — и да, если между чейзом на старых колесах и бэмом (у которого с вилсетом все ок) разница в поведении заметна конкретно, то между п3 и бэмом она явно меньше. Но она есть и ее сложно не заметить. Точно так же должна быть ощутима разница и между 26" и 29" — можно списать в то, что она меньше, на меньшую разницу в размере колес, но она реально ощущается. А вот в случае нового вилсета на найнере и не очень нового на 26" байке она будет несколько размазываться.

Даже между 26" и 27.5" эта разница в случае новых великов заметна, хотя вот там она точно по ощущениям очень незначительна — я лоб в лоб сравнивал в Леоганге два демо — свой тогдашний 26" и только появившийся 27.5", который был еще в старом дизайне, аналогичном моему. То есть брал велик, несколько раз съезжал дх-трассу Кубка Мира, поскольку там хоть корни, камни и съезжалки были, в отличие от трасс байк-парка, внизу менял велик, и ехал на нем ту же самую трассу столько же раз. Оба велика на тот момент были новыми. И разница чувствовалась — в поворотах практически нет, а вот накат у больших колес был лучше, и по неровностям он ехал быстрее и, самое главное, на нем мне было явно комфортнее. Даже сейчас я сажусь на 27.5" демо и у меня первая мысль мол, блин, колеса какие-то непривычные. А на предыдущем демо такого не было.
avatar

kubas

-5
раскрыть комментарий
avatar

Vados

+1
от про Enduro Comp 29 не надо))) у меня 2014 года и по 32е 2-ух мм спицы в кажом колесе, и втулки с классическими фланцами. Торсионки на порядок выше чем на Эксперте с его 28-ю баттированными спицами спицованными солнышком. Весят правда мои много(((
avatar

Aveega

0
День добрый, нужна Ваша помощ в выборе байка. Я новичок но хочу взять байк на котором можно и по горкам качественным покатать и и ровности пронестись. мой рост 170, вес 73кг. Понравились: Specialized Enduro 29er, Cannondale Lefty. На форуме Вы хвалили  CANYON SPECTRAL. Хочется сразу взять отличный байк дабы приносил удовольствие. Больше склоняюсь к Specialized. Что можете посоветовать после огромного накатаного опыта для новичка. Заранее спасибо. 
avatar

AndreyGarkavenko

0
Cannondale lefty — это вилка такая, а не байк. Сорь, но это ж очевидный факт по матчасти. 

 
avatar

Traktor23

0
Отличная статья, спасибо!
avatar

VanDugin

0
Думаю не лишним будет указать чрезвычайно малый вес байка.
В моём случае Пайк изначально работал плохо и так как катал я в основном на другом байке только сейчас выяснилось, что он с завода кривой. Так же при моём весе 90кг, вилка кажется недостаточно жёсткой (может опять же дефект именно моего экземпляра).
Проводка по нижней трубе не удобна при установке на Thule'вское крепление, что в целом не критично.
Рама шикарна это да.
Так же оставлю тут пост про мой Эндуро набравший -48 баллов https://twentysix.ru/blog/125364.html
Последний раз редактировалось
avatar

Belkov

+16
спасибо, прочёл, минусанул. 
avatar

Aveega

+1
Thule бывают разные, так что это не минус.
 
avatar

Romirezz

0
вот как накаплю 4к евро..((
avatar

TemikZashibis

+36
Лучше сначала на
 
avatar

JustUnicorn

+1
ну вот такое в Латвии образование, и вдруг я капать хотел, слезами, а не копить… а вы сразу в залуком лезите. 
avatar

TemikZashibis

+34
не забудь, как купишь, сразу обновить монетки и ароматизатор
avatar

ilyamaksimov

-30
раскрыть комментарий
avatar

Data_Link

+29
ароматизатор не намекнул на стеб?)
avatar

wibird

+4
сложна
avatar

B-race

+1
avatar

Data_Link

-2
avatar

ilyamaksimov

+6
 Я ездил на приличном количестве велосипедов, где все было намного хуже. И список их минусов был бы раза в два длиннее и серьезнее. Например кинематика подвески, рассчитанная только на большие звезды — в итоге при езде вверх на маленькой звезде (и мы говорим про стоковый велик, на который маленькую звезду поставил производитель) педалкик такой, что ехать просто неудобно. Или отличная внутренняя проводка, сделанная так, что рубашки трутся о шток вилки в рулевом стакане, и делают такие пропилы в штоке, что после сезона впору задуматься о замене вилки, или хотя бы узла корона/ноги/шток. Или постоянное разжимание аморта при нажатии на педаль — кому как, но мне не очень улыбается постоянно поднимать своими ногами свой же вес. Туда же конструктивно зажатые, не работающие нормально подвески, геометрию родом из 90х, и прочее прочее прочее. 
А можно подробнее и с действующими лицами =)

 
avatar

CAH9I

+1
Шикарный, незаангажированный обзор.

Спасибо автору — пиши исче  
avatar

F-l-a-k-e

0
спасибо за обзор!!!

 
avatar

AndreyGarkavenko

Комментировать


Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь. Сделайте что-нибудь.