ТренировкиФабье Барель рассказывает о философии флоу-катания

Предисловие моё (Chute):
Решил достать из закромов немного пыльный перевод двухгодичной давности интервью с Фабьеном, раз пока с постами тихо.
Перевод камрада СТ_, моя работа тут только литературная обработка текста и коррекция. Если где перестарался или недодал запятых — прошу простить.

Предисловие переводчика (СТ_):
Стив Джонс, Фабьен Барель, камера, и не
 попавшие в кадр правильные напитки, раскрывают в двухкратном чемпионе мира по ДХ не только гонщика, но и философа. Я специально не стал переводить это как прямую речь — желающим насладиться рекомендую оригинал, ну, а смысловое содержение — настолько, насколько мне удалось его понять из этой лингвистически непростой беседы — я предлагаю вам к ознакомлению в виде текста. 

 Тренировки: Фабье Барель рассказывает о философии флоу-катания

 

Выступая в даунхиле, я пытался быть как можно более быстрым — учился правильно поворачивать, прыгать, занимать верное положение на байке, и я знал как можно получить максимум скорости в каждой отдельной точке трассы. Но когда дело доходит до того, чтобы наиболее точно соединить всё это вместе, то ты начинаешь осознавать, что есть ещё ряд параметров, которые ты должен принимать в рассчет, и что твоя скорость может быть больше или меньше просто потому, что у каждого трейла есть определенный, присущий ему “тeмпоритм” (он же «флоу»).
Если ты не прочувствовал этот ритм, то очевидно окажешься в ситуации, когда будешь тратить больше энергии, чем необходимо, а это значит что твои действия на трейле не являются оптимальными. 


Сейчас я быстро кое-что проясню: это вообще общефилософский принцип, и скорее принцип даже вцелом о жизни. Но он будет верен и для МТБ, и в особенности при катании трэйлов —  ты можешь выдать максимум в любой момент жизни, но если тебя волнует действие в целом, то есть которое будет длиться, длиться, и длиться, а не занимать одно мгновенье, то ты должен заботиться об оптимальном, а не о максимальном. 


Вообще, с философской точки зрения, максимум следует из рационального, из разума, а оптимум появляется только тогда, когда ты в состоянии вложить в это ещё и свое сердце, свои инстинкты, и свои чувства.
Даже участвуя в кубке мира ты никогда не выдаешь максимум! Там нет места максимуму. Максимум подразумевает задействование ещё одного параметра, которым ты не можешь управлять — удачи.


Возвращаясь к вопросу о “темпоритме” и скорости — существует определенная скорость для определеного уровня навыков на определенных трейлах. То есть, когда вы подходите к решению задачи «как проехать по трассе», в ней есть несколько переменных, но все они должны вместе свестись к оптимуму.
Например, каждый когда раз, когда передо мной возникает задача поднять чей-нибудь уровень катания, то я имею дело с человеком, уже имеющим определенные навыки, котрые зафиксированы в его сознании и рефлексах. И если ты хочешь изменить этот уровень  (скажем, 100% это максимально возможная скорость, а ты хочешь поднять её уровень с имеющихся у человека 80 до 90%), то если ты не вернешся назад, и не начнешь с 50%, то ты никогда не получишь роста. Потому что если ты хочешь роста, то тебе нужно работать с основами, с базовыми навыками катания, исправлять ошибки там. 


Кроме того, есть последняя ступень — инстинктивная езда. Она подразумевает три этапа: ты должен сознательно понимать как и что нужно делать, ты должен уметь применять это на практике,  и ты должен чувствовать это. Например ты не можешь постоянно думать в ДХ. Если тебе нужно думать, что ты должен делать, ты этого не сделаешь, ибо не успеешь. Ты должен чувствовать и реагировать именно инстинктивно. 
В ДХ я учу трассу наизусть — знаю все траектории, знаю какое положение на байке я должен занимать на этих траекториях, визуализирую прохождение трассы, повороты, траектории, и повторяю и тренирую это до тех пор, пока это не станет для меня естественным, и я не начну это делать инстинктивно. 
 
На трассе которую ты знаешь, ты можешь подобрать движения, которые обеспечат тебе высокую скорость и ее сохранение, но совершенство в катании проявляется в умении ехать по незнакомым трассам — читать их, предвидеть, и чувствовать. И в этом и есть суть маунтинбайкинга. Любой может придти на БМХ-трек и выучить все прыжки, прыгая их десятки раз. И даже на ДХ трассе ты обязательно достигнешь своего максимума — максимума для твоего уровня навыков, технологий в твоем байке, и состояния трассы. Ты обязательно достигнешь свой максимум, но достичь оптимума на незнакомой трассе используя все свои чувства: интуицию, ощущения, и инстинкты  — вот истинное совершенство!


Посмотрите, как катает Джером Клеменц или я — мы очень мало крутим педали, делаем это, только когда есть удобная возможность, и это действительно необходимо. Величайшая ошибка верить, что чтобы ехать быстрее — нужно крутить больше, это не так. Нужно использовать рельеф для создания скорости. 
Зачастую прокачка препятствия ногами создаёт куда больше скорости, чем педаляж. И, кстати, 29ые колеса не позволяют использовать рельеф для создания скорости. 29е сохраняют скорость, а 26е позволяют ее набирать! На разных трассах, разумеется, преимуществом может быть то или другое. Это в самом деле так, потому, что  с меньшим диаметром колеса, каждую маленькую ямку или бугорок  можно прокачать и использовать для ускорения. Но сейчас не об этом.
 
Возвращаясь к теме “флоу” — у тебя должно быть определенное чувство рельефа — умение его читать, ощущать и использовать для увеличения скорости небольшими движениями тела, без участия педаляжа. Движения, руками и ногами, плечами, создание усилия на каретке, руле — обыгрывая с помощью всего этого рельеф, можно увеличивать скорость не крутя. 
Технология, навыки и рельеф создают все параметры, чтобы совершать определенные движения в доли секунды в определенных местах. И все эти маленькие движения невозможно совершать думая о них. Они слишком быстрые, чтобы успевать делать их осознанно. Это происходить на уровне чувства. И в этом и состоит скилл
 
Умение — это не что-то выученное на постоянно, это возможность чувствовать что происходит. Я всегда сравниваю наш спорт с горнолыжным. Только лыжник, умеющий чувствовать снег — какой он, теплый ли, плотный ли, леденистый, мокрый или нет, в состоянии приложить ровно нужную силу к лыжам, чтобы пройти поворот. Надавить сильно может любой, но приложить точно необходимое и достаточное количество силы чтобы повернуть не теряя ни грамма скорости  — вот в чем заключается искусстово быстрой езды. Это небольшая прибавка в каждом повороте, но в сумме они дают выигрыш. И абсолютно то же касается и эндуро и ДХ.

Оригинал:
 
dirt.mpora.com/news/two-time-dh-world-champion-fabien-barel-talks-about-the-art-of-flow.html
 
?
Кувалдаубивает

Комментарии (21)

0
Отличная статья и перевод, притяно и полезно было прочесть
avatar

cka3o4nuk

0
Спасибо!
avatar

Chute

0
Отличный перевод, читается без напрягов. Спасибо!
avatar

kapibar

0
кажется перевод этого интервью тут уже был
avatar

AnzorShuhov

0
.
Последний раз редактировалось
avatar

Chute

0
Нашёл. Но это была просто ссылка на видео, без перевода.
 Интересный разговор с Барелем про катание / steep and gnarly ))) / Twentysix
avatar

Chute

+19
И, кстати, 29ые колеса не позволяют использовать рельеф для создания скорости. 29е сохраняют скорость, а 26е позволяют ее набирать!
Вот бл-ть золотые слова, это я вам, маркетологам поганым, убивающим цифру 26
avatar

generalnik

0
:) наверное это многие чувствовали но не многие могли понять и выразить реальной мыслью
avatar

cka3o4nuk

+8
Ну это противоположности практически.
Экономить силы на техничке для подъема/физушных участков, либо всирать все на техничке и ехать быстрее там. 
По мне так второе работает только если овердофига физухи. 
avatar

B-race

+4
:) ваш стиль катания очень впечатляет надеюсь когда то получиться приблизиться)
мне на подсознании не нравится как едет найнер точнее как он летит с баников и хопов
а теперь я понял почему)
avatar

cka3o4nuk

0
Ну вот, теперь есть к чему стремиться, а то, плохому танцору, как говорится… ))))
avatar

aacho

0
Да как бы и так понятно :) качаться и и еше качаться)
avatar

cka3o4nuk

0
Статья, братишка, о том, что вещи кажущиеся тебе противоположными, суть едины.
Практически )
avatar

koshki

+4
Серж Мальцев ещё года два назад выразил это примерно такими словами.
avatar

Lyoho

+4
ну барель это написал 2 года назад.
avatar

cka3o4nuk

+1
Интервью всёже два года. Сейчас и сам Баррель наверняка на 27,5. А касательно 29", то да в этом есть доля правды. Но людям высоким и не сильно умелым на 29" проще съехать сложную тему.
avatar

nilstisebe

0
Это да, также как и Клеменц. А Трейси Мозли (сокомандник Бареля по Коне на протяжении долгого времени) катает эндуро на 29", и более чем успешно.
Думаю, что это больше дело привычки и вкатки под характер байка.
avatar

Chute

+2
А че убивающим? Опять просто поныть хочется или дофига технарь, что каждую ямку прокачиваешь?
avatar

B-race

+2
Я бы сравнил ещё с занятиями на музыкальном интструменте. Ноты — препядствия, умение играть с листа — чтение трассы, импровизация — флоу, о котором говорит Барель.
Последний раз редактировалось
avatar

aacho

0
Не верно. Для начала, ноты — рельеф.
Ну а там, уж помнишь ты их или нет, надо играть
Есть навыки  —  сыграешь, поглядывая в партитуру, навыки развиты — ноты не нужны, по памяти повторишь партию или будешь импровизировать.
Нет — будешь мучительно вспоминать нотацию и фальшивить.
Но направление мысли верное.
avatar

koshki

+19
То что пишет Баррель подтверждается заездом Некко Мулалли в 5-ку без цепи на ЧМ.
avatar

GrifonI

Комментировать


Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь. Сделайте что-нибудь.